В современном мире глобализации и стремительного развития технологий мы все чаще сталкиваемся с проблемой утраты национальной идентичности. Одним из ярких проявлений этого явления является постепенное исчезновение национальных языков.
Не обошла стороной эта проблема и нашу Республику. Сегодня многие дети в Дагестане не знают своего родного языка и с детства разговаривают на русском. Доходит до того, что старшее поколение, которое не совсем хорошо знает русский, вынуждено говорить с внуками на ломаном русском, так как те не понимают родной.
Корни проблемы: как мы дошли до такой жизни
Чтобы найти эффективное решение проблемы, необходимо понять её причины. Одна из главных причин, почему дети перестают говорить на родном языке, заключается в том, что родители всё чаще оставляют их наедине с гаджетами. Гаджеты становятся своеобразной «няней», занимая большую часть времени ребёнка. Мультфильмы, видеоролики, игры — всё это формирует языковую среду, в которой растёт ребёнок.
С самого раннего возраста ребёнок слышит только русскую речь и, конечно, понимает только её. В результате, когда он почти не понимает родную речь, взрослые вынуждены переключаться на русский язык, чтобы облегчить общение. Это замкнутый круг: ребёнок не получает практики родного языка, а родители всё меньше говорят на нём. Такая ситуация ведёт к постепенной утрате языковой культуры в семьях.
Почему стандартные подходы не работают
Предлагается множество идей, направленных на сохранение и обучение родному языку: открытие языковых курсов, разработка школьных программ и другие подобные инициативы. Однако все эти меры оказываются малоэффективными по одной простой причине: если к моменту взросления, то есть к школьному возрасту, язык не станет для ребенка по-настоящему родным, он будет изучать его как иностранный.
Мы с ранних лет учим английский в школе, но многие ли из нас могут свободно говорить или понимать его на слух? Введение в школьную программу нескольких уроков родного языка само по себе не решает проблему — это лишь иллюзия. Оно может лишь помочь углубить знания языка который ребенок уже использует, но не сделать язык естественной частью жизни ребенка. Если язык не станет живым инструментом общения, ребенок на нем не заговорит. А язык, которым не пользуются в повседневной жизни, неизбежно становится мертвым, превращаясь со временем в объект изучения лишь для узкого круга специалистов.
Решение проблемы: язык через технологии
Решение проблемы кроется в самой причине ее возникновения. Если дети проводят много времени с гаджетами, и мы не в состоянии изменить это, почему бы не использовать гаджеты для обучения детей родному языку?
Есть интересные исследования американского лингвиста Стивена Крашена об усвоении языков. Его исследования показывают, что язык лучше всего изучать естественным способом, как дети учат родной язык. Главная идея — учить язык через понятный ввод (Comprehensible Input), то есть получать материал, который чуть сложнее текущего уровня, но всё ещё понятен.
Допустим, если ребенок понимает предложение «Это кошка», то ему будет не сложно понять предложение «Это черная кошка, а это красная кошка», если к тому же предложение дополнено видеорядом.
Стивен Крашен считает, что усвоение языка через погружение гораздо эффективнее, чем изучение правил и грамматики. Также он подчёркивает, что обучение должно проходить в комфортной и спокойной обстановке, без стресса.
Более подробно об этом я писал в этой статье. Как освоить арабский без изучения. Метод Стивена Крашена.
Эффективность этого метода подтверждается тем, что современные дети уже к шести годам самостоятельно осваивают русский язык без какой-либо помощи со стороны родителей. Если понаблюдать за ними, то можно увидеть, что они готовы часами смотреть видео блогеров, которые рассказывают, например, примитивные истории с игрушками. Если зайти на YouTube и посмотреть количество просмотров, можно увидеть, что такие ролики набирают миллионы просмотров.
Вот один пример ролика, где 25 миллионов просмотров: https://www.youtube.com/watch?v=63KIQFjnTDw.
И подобные ролики с самым примитивным сюжетом они готовы смотреть часами и, что главное, с интересом.
Как вы думаете, если бы ребёнку предложили посмотреть этот же ролик на другом языке, он бы заметил разницу? Подбирая контент, соответствующий уровню ребёнка, мы можем легко обучить его любому языку с минимальными усилиями.
Что я предлагаю
Первое: нужно создать приложение, подобное «YouTube для детей», с большим количеством видеоконтента на национальных языках, адаптированного для разных возрастных групп — от самых маленьких до подростков.
Второе: потребуется огромное количество видеоконтента. У детей дошкольного возраста много свободного времени, и они готовы часами смотреть ролики. Поэтому необходимо обеспечить постоянный поток видеоматериалов. Для этого нужно заинтересовать блогеров, переводчиков, работников культуры и т.д. Как известно, лучший мотиватор — это деньги, и без денежного вознаграждения будет трудно реализовать такой проект на одном лишь энтузиазме.
Третье: как уже было сказано, без серьёзных финансовых вложений запуск и продвижение подобного масштабного проекта будет очень затруднительным. Чтобы привлечь средства, необходимо создать фонд, куда будут поступать пожертвования от всех, кто заинтересован в сохранении языка.
Четвертое: чтобы этот проект не оказался на кладбище неудачных начинаний, его реализацию должна взять на себя команда, способная справиться с такой масштабной задачей. В Дагестане такой командой может стать Муфтият. У них есть опыт издания книг и газет на национальных языках, а также доверие населения и отлаженная система донесения до людей информации. Считаю, что совместно с государством, работниками культуры, писателями, поэтами, учителями, блогерами, IT-специалистами да и вообще всеми кто понимает важность сохранения своего языка у них получится сделать этот проект успешным.
Заключение
Мы можем организовывать бесконечное количество конференций, посвящённых сохранению языка, издавать книги, выпускать газеты, ставить театральные постановки и реализовывать другие культурные инициативы. Однако все эти усилия окажутся почти бесполезными, если к школьному возрасту дети не будут свободно владеть родным языком.
Работа мозга требует значительных энергетических затрат, а мозг по своей природе склонен избегать лишней нагрузки. Чтобы ребенок после шести лет начал учить язык, ему потребуется сильная мотивация. Но откуда она может взяться, если язык не является для него естественным средством общения с самого раннего возраста?
Таким образом, если мы не сумеем сделать родной язык действительно родным для ребенка до наступления школьного возраста, то уже через несколько поколений этот язык гарантированно исчезнет.